01
Легенда о звукеПерейти к чтению02
Легенда о мужествеПерейти к чтению03
Легенда о деревьяхПерейти к чтению04
Легенда о будущемПерейти к чтению04
02
04
Легенда о будущемПять лет назад в прокат вышел фильм «Вий 3D». Его съемки продолжались целых девять лет, но это того стоило.
Сценарий фильма основан на первой рукописи повести «Вий 3D», которая не прошла редактуру известного критика русской литературы XIX века Виссариона Белинского. То, что была взята эта версия знаменитой повести, сделало фильм более интересным, ведь немногие знают, что отличает первую рукопись «Вия» от второй.
В 150 километрах от Праги, в специально построенных чешской студией декорациях карпатского хутора начала XVIII века прошли съемки наиболее захватывающих сцен фильма. Для съемок была построена целая деревня из 20 домов со сторожевой вышкой, высоким частоколом, старинными пушками и иными атрибутами времен Запорожской Сечи.
«Вий 3D» — это очень атмосферное кино. Команде удалось создать в фильме целый мир с его загадками, тайнами, поэзией и постоянными приключениями.
В отличие от советского «Вия», который был первым фильмом ужасов в России, «Вий 3D» — это приключенческое фэнтези.
Сюжет завязан на том, что в Диканьку приезжает английский картограф, которого сыграл Джейсон Флеминг, звезда таких фильмов, как «Большой куш» и «Люди Х: Первый класс». Он материалист, ученый, поэтому рассказы про панночку и другие сверхъестественные вещи, которые то и дело происходят в деревне, он считает не более чем байками. Конечно же, он ошибается. Или нет?
3D не случайно оказалось в названии фильма. Авторы сразу снимали фильм в этом формате, хотя многие ограничиваются тем, что на монтаже добавляют трехмерный эффект. Так что можно сказать, что настоящее 3D — это редкость в кино, причем настолько, что многие его не видели. Получить максимально реалистичный формат 3D авторам помогли специалисты немецкой компании Stereotec. Деятельность этой команды была отмечена тремя статуэтками 3D Creative Arts Awards от Европейского комитета Международного сообщества 3D. А это крупнейшая в мире организация, изучающая стереографию и 3D c научной точки зрения. По словам руководителя компании Stereotec Флориана Майера, «Вий 3D» стал для него одним из самых сложных и интересных проектов.
Изначально планировалось, что «Вий» станет трилогией, в которую войдут следующие фильмы: «Вий: Возвращение», «Вий-2: Проклятое место» и «Вий-3: От Московии до Трансильвании». Но на деле получилось иначе.
Вторым фильмом стал российско-китайский проект «Тайна печати дракона». Это сиквел, то есть продолжение истории. Съемки проходили в России, Китае, Тунисе и Чехии, а актерский состав первого фильма франшизы был усилен известными российскими, китайскими и американскими актерами — например Джеки Чаном и Арнольдом Шварценеггером. Кстати, между ними в фильме произойдет битва. Это по-настоящему эпохальное событие, ведь их противостояния ждали не один год!
Выход фильма в российский прокат должен состояться 19 сентября.
По сюжету все тот же английский путешественник и картограф Джонатан Грин получает от Петра I заказ на изготовление карт Дальнего Востока. Отправившись в опасное путешествие для выполнения этого задания, он попадает в Китай времен династии Цин, где непоколебимому скептицизму ученого предстоит столкнуться с героями из древней китайской мифологии. Бюджет картины составляет рекордные для российского кинопроизводства 50 миллионов долларов.
01
Легенда о звукеЗа саунд-дизайн «Тайны печати дракона» отвечает голливудский специалист Гарри Коэн, одна из последних работ которого — блокбастер «Аквамен», где ему доверили сочинять и воспроизводить голоса монстров.
«Что касается Гарри, мы от него в диком восторге, — говорил продюсер «Тайны печати дракона» Алексей Петрухин. — Сам процесс рождения звука он всегда записывает на камеру, тем самым фиксируя факт того, что он сам их сочиняет и производит. Все эти звуки оригинальные, и все они производят огромное впечатление. За эти два месяца, что Коэн провел в Москве, он получил огромное удовольствие от работы. Ведь только русские могли его научить работать по 18 часов в сутки».
Задумывались ли вы когда-нибудь, откуда берутся все те звуки, которые мы слышим в фильмах? Обычные звуки, то есть те, которые можно услышать в повседневной жизни, могут быть записаны с помощью специального микрофона. Однако как обстоит дело, если нужно воспроизвести храп дракона или выстрел из бластера? Вот тут на помощь и приходят специалисты, которых называют звукооформителями.
Они отвечают не столько за мелодии или песни, сколько за сам звук — любой вздох или выкрик, звук шагов по снегу, шорох одежды. Несмотря на то что звукооформители нужны, чтобы все в фильме звучало естественно, зачастую для озвучивания они используют не то, что мы видим в кадре.
Чтобы озвучить шаги по снегу, звукооформитель мнет руками крахмал; чтобы озвучить огонь, нужно веником шоркать по тряпке; а вот цокот копыт получается с помощью ударов друг о друга кокосов.
Или еще пример: на «Мосфильме» хранятся воротные петли из железа, издающие характерный протяжный скрип при открывании. Именно этот звук использовался в картине Андрея Тарковского «Андрей Рублев» в кульминационной сцене с раскачиванием колокола.
Также на студиях хранятся специальные полы в несколько квадратных метров — все они отличаются по звучанию. Можно найти деревянные полы: какие-то имитируют старые избы, какие-то — дорогой паркет в квартирах. На том же «Мосфильме» большая коллекция дверей — с неповторимым скрипом каждая.
Казалось бы, зачем? В основном по той причине, что на съемках живой звук может сопровождаться лишними шумами, которые в фильме никак не нужны. К тому же часто бывает, что естественный звук не такой выразительный, как вызванный искусственно. Играет роль и то, что в кино вообще не так много настоящего. Например, вместо настоящих камней часто используют пенопласт, вместо настоящих ударов бьют понарошку. Поэтому для полного удовольствия от просмотра необходима грамотная работа над озвучиванием.
Есть компромиссный вариант между записью звука на самой съемочной площадке и озвучиванием звукооформителем. Речь про аудиотеки, где собрано огромное количество разнообразных звуков. Но они не всегда подходят под отдельно взятое кино, да и к тому же часто лучше сделать уникальный звук под свои уникальные потребности. Кстати, продолжая эту мысль, нужно заметить, что количество дублей при записи звуков не ограничено — дело не только в профессионализме звукооформителей, но и в фантазии звукорежиссера. Ведь один и тот же звук может иметь огромное количество вариаций.
Несуществующие звуки обычно не создают искусственно с помощью компьютерных программ. Их синтезируют из разных реальных звуков. Саунд-дизайнер повсюду ходит с высокочувствительным диктофоном, чтобы записывать самые разные звуки. Иногда он даже может выехать в командировку, чтобы получить важный для фильма звук. Собрав все нужные звуки, саунд-дизайнер возвращается в студию, где соединяет их, получая на выходе нечто удивительное. Например, в одном из фильмов в реве драконов звучат белые носороги и миссисипские журавли.
Приходите в кино на «Тайну печати дракона», премьера которого состоится 19 сентября, — и лично узнайте, какими получились звуки драконов, китайских магов и других персонажей. Возможно, даже сможете разгадать, какие звуки были взяты за основу!
02
Легенда о мужествеТрюки в кино бывают трех видов: технические, где главную роль играют автомобили, спецэффекты и прочее; трюки, которые исполняет человек; и комбинированные трюки — например, когда человек едет на крыше поезда, а за ним летят роботы, созданные с помощью компьютерной графики. В России трюками занимаются либо специалисты советской закалки, либо молодые люди, которые активно перенимают западный опыт. Для постановки динамичных экшен-сцен с акробатическими трюками обычно зовут каскадеров, воспитанных на западных традициях.
В современном кино у каскадеров нечасто бывает специализация — необходимо уметь все. Однако в разных случаях зовут разных специалистов. Например, кому-то лучше удается выполнять акробатические трюки, кому-то — делать трюки на автомобиле, кому-то — гореть, падать и так далее.
Не бывает так, чтобы каскадер пришел на съемочную площадку, сделал трюк — и ушел. Обычно для съемки в особо сложных сценах нужно репетировать вплоть до месяца. Репетиция — очень важная часть работы, так как в профессии каскадера не исключены и летальные исходы. А травмы — это вообще обычное дело.
Парадоксально, но все же. В западном кино предпочитают восточный стиль драк. Это более зрелищно: быстрые удары, обилие трюков, прыжков и даже не совсем естественных движений. В общем, получается зрелищно, но не совсем натурально.
Сто лет назад профессии каскадера вообще не было — актеры всегда сами выполняли трюки. Вспомните хотя бы Бастера Китона, который в одной из сцен стоял перед стеной, которая падала прямо на него… Но когда пыль оседала, зритель видел, что Китон выжил, благодаря тому что попал в оконный проем. Сцена была снята не с помощью бутафорской стены, а вместо Китона не ставили манекен — все было по-настоящему. Чтобы актер не погиб, съемочная группа много раз рассчитывала, куда именно упадет кирпичная стена.
Сейчас с этим проще из-за возможности использовать зеленый экран, вместо которого на этапе монтажа специалисты накладывают спецэффекты.
Несмотря на то что в профессии каскадера нужно мужество, есть немало женщин-каскадерш, которым нужно прикладывать усилия в той же мере, что и мужчинам. Например, в фильме «Тайна печати дракона» немало сцен с боями, в которых участвуют женщины, а финальная битва с участием главной героини вообще снималась три с половиной недели из-за сложности постановки. В сцене задействовано очень много элементов костюма — даже шпильки для волос имели свою функцию.
Многие каскадеры называют Джеки Чана лучшим из постановщиков экшен-сцен. Это и неудивительно, ведь Джеки Чан славится своими трюками, которые обычно делает сам. Правда, множественные травмы и сильнейшие нагрузки сказались на актере. Каждое утро ему приходилось начинать с того, что он с помощью специально разработанного устройства, еще лежа в кровати, разминал тело, иначе не мог встать.
Помимо актерской карьеры Джеки Чан занимается бизнесом в области каскадерства. Он возглавляет каскадерскую группу Jackie Chan Stunt Team, которая, кстати, занималась постановкой экшен-сцен в «Тайне печати дракона». Фильм выходит в российский прокат 19 сентября. Приходите в кино и самостоятельно оцените уровень постановки трюков компанией Джеки Чана.
03
Легенда о деревьяхКино — визуальное искусство. Вспомните действительно хорошие фильмы — их можно смотреть без звука, понятно все, кроме тонкостей. Поэтому декорации, костюмы и другие составляющие визуального ряда имеют необыкновенное значение.
Для фильма «Тайна печати дракона» художники-постановщики создали настоящее чудо. Декорация буквально живая — и это не метафора. В своей работе авторы старались максимально приблизиться к условиям, заданным в сценарии. В павильонах «Мосфильма» был построен самый большой в истории российской киноиндустрии хромакейный павильон, куда был завезен живой лес. Его покрывал французский искусственный снег, который большими хлопьями ложился на мохнатые лапы сосен, создавая сказочную атмосферу.
Для того чтобы показать, что главный герой — художник, не нужно об этом говорить. Достаточно показать его квартирку, кучу холстов в углу, испачканные в краске стены.
Эти и другие говорящие детали — плод скрупулезного труда.
В обязанности художника-постановщика входят и поиск локации, и визуализация интерьеров и экстерьеров, и контроль построения павильона. Если действие фильма разворачивается в прошлом, то специалистам нужно глубоко погрузиться в ту эпоху, прочесть немало книг и провести часы в консультациях с профессиональными историками. Попробуйте наугад воспроизвести антураж Древнего Китая! Если бы создатели «Тайны печати дракона» поступили так, то фильм вряд ли бы вышел в современном Китае — было бы просто некрасиво. Поэтому было необходимо провести сложную работу, чтобы эпоха была воссоздана достоверно. Это первый шаг.
Второй шаг — визуализация всех нужных декораций на бумаге, пусть и компьютерной. Художники под руководством художника-постановщика создают иллюстрации всего необходимого, после чего приступают к третьему шагу — 3D-визуализации. Зачастую иллюстрации декораций делают в специальных программах трехмерной графики, чтобы иметь совершенно наглядное представление о том, как все будет выглядеть в итоге.
В художественном отделе производства фильма занято больше людей, чем в любом другом отделе. Это дает представление о том, какое значение имеет художественная составляющая в кино.
В масштабных фильмах, где трехмерная графика играет важную роль, где много декораций, количество занятых в производстве художников может превышать общее число участников съемочной группы.
Наступает четвертый этап: по эскизам создаются сами декорации. Эта работа сложнее, чем трехмерное моделирование, ведь каждая ошибка заканчивается не кликом по клавише отмены в компьютерной программе, а потерей большого количества времени и, как следствие, денег, а иногда и заменой декораций полностью. Ну и наконец, пятый этап, за который отвечает декоратор. Он «одевает» декорации. Мебель, картины и другие предметы интерьера — все это в его зоне ответственности. Здесь вновь создатели фильмов пользуются помощью историков.
Малобюджетный фильм может воссоздать деревню Древнего Китая, снятого в переоборудованной бревенчатой хижине. А вот в фильме с большим бюджетом можно позволить себе построить целую деревню с нуля. Бюджет также влияет и на количество спецэффектов, которые используются в фильме. Поэтому за самый дорогой российский фильм — «Тайна печати дракона» имеет бюджет в 50 миллионов долларов — можно быть спокойным. Декорации там будут на высоте. Оценить их и составить личное мнение можно с 19 сентября, когда фильм выйдет в прокат.
04
Легенда о будущемПять лет назад в прокат вышел фильм «Вий 3D». Его съемки продолжались целых девять лет, но это того стоило.
Сценарий фильма основан на первой рукописи повести «Вий 3D», которая не прошла редактуру известного критика русской литературы XIX века Виссариона Белинского. То, что была взята эта версия знаменитой повести, сделало фильм более интересным, ведь немногие знают, что отличает первую рукопись «Вия» от второй.
В 150 километрах от Праги, в специально построенных чешской студией декорациях карпатского хутора начала XVIII века прошли съемки наиболее захватывающих сцен фильма. Для съемок была построена целая деревня из 20 домов со сторожевой вышкой, высоким частоколом, старинными пушками и иными атрибутами времен Запорожской Сечи.
«Вий 3D» — это очень атмосферное кино. Команде удалось создать в фильме целый мир с его загадками, тайнами, поэзией и постоянными приключениями.
В отличие от советского «Вия», который был первым фильмом ужасов в России, «Вий 3D» — это приключенческое фэнтези.
Сюжет завязан на том, что в Диканьку приезжает английский картограф, которого сыграл Джейсон Флеминг, звезда таких фильмов, как «Большой куш» и «Люди Х: Первый класс». Он материалист, ученый, поэтому рассказы про панночку и другие сверхъестественные вещи, которые то и дело происходят в деревне, он считает не более чем байками. Конечно же, он ошибается. Или нет?
3D не случайно оказалось в названии фильма. Авторы сразу снимали фильм в этом формате, хотя многие ограничиваются тем, что на монтаже добавляют трехмерный эффект. Так что можно сказать, что настоящее 3D — это редкость в кино, причем настолько, что многие его не видели. Получить максимально реалистичный формат 3D авторам помогли специалисты немецкой компании Stereotec. Деятельность этой команды была отмечена тремя статуэтками 3D Creative Arts Awards от Европейского комитета Международного сообщества 3D. А это крупнейшая в мире организация, изучающая стереографию и 3D c научной точки зрения. По словам руководителя компании Stereotec Флориана Майера, «Вий 3D» стал для него одним из самых сложных и интересных проектов.
Изначально планировалось, что «Вий» станет трилогией, в которую войдут следующие фильмы: «Вий: Возвращение», «Вий-2: Проклятое место» и «Вий-3: От Московии до Трансильвании». Но на деле получилось иначе.
Вторым фильмом стал российско-китайский проект «Тайна печати дракона». Это сиквел, то есть продолжение истории. Съемки проходили в России, Китае, Тунисе и Чехии, а актерский состав первого фильма франшизы был усилен известными российскими, китайскими и американскими актерами — например Джеки Чаном и Арнольдом Шварценеггером. Кстати, между ними в фильме произойдет битва. Это по-настоящему эпохальное событие, ведь их противостояния ждали не один год!
Выход фильма в российский прокат должен состояться 19 сентября.
По сюжету все тот же английский путешественник и картограф Джонатан Грин получает от Петра I заказ на изготовление карт Дальнего Востока. Отправившись в опасное путешествие для выполнения этого задания, он попадает в Китай времен династии Цин, где непоколебимому скептицизму ученого предстоит столкнуться с героями из древней китайской мифологии. Бюджет картины составляет рекордные для российского кинопроизводства 50 миллионов долларов.
01
Легенда о звукеЗа саунд-дизайн «Тайны печати дракона» отвечает голливудский специалист Гарри Коэн, одна из последних работ которого — блокбастер «Аквамен», где ему доверили сочинять и воспроизводить голоса монстров.
«Что касается Гарри, мы от него в диком восторге, — говорил продюсер «Тайны печати дракона» Алексей Петрухин. — Сам процесс рождения звука он всегда записывает на камеру, тем самым фиксируя факт того, что он сам их сочиняет и производит. Все эти звуки оригинальные, и все они производят огромное впечатление. За эти два месяца, что Коэн провел в Москве, он получил огромное удовольствие от работы. Ведь только русские могли его научить работать по 18 часов в сутки».
Задумывались ли вы когда-нибудь, откуда берутся все те звуки, которые мы слышим в фильмах? Обычные звуки, то есть те, которые можно услышать в повседневной жизни, могут быть записаны с помощью специального микрофона. Однако как обстоит дело, если нужно воспроизвести храп дракона или выстрел из бластера? Вот тут на помощь и приходят специалисты, которых называют звукооформителями.
Они отвечают не столько за мелодии или песни, сколько за сам звук — любой вздох или выкрик, звук шагов по снегу, шорох одежды. Несмотря на то что звукооформители нужны, чтобы все в фильме звучало естественно, зачастую для озвучивания они используют не то, что мы видим в кадре.
Чтобы озвучить шаги по снегу, звукооформитель мнет руками крахмал; чтобы озвучить огонь, нужно веником шоркать по тряпке; а вот цокот копыт получается с помощью ударов друг о друга кокосов.
Или еще пример: на «Мосфильме» хранятся воротные петли из железа, издающие характерный протяжный скрип при открывании. Именно этот звук использовался в картине Андрея Тарковского «Андрей Рублев» в кульминационной сцене с раскачиванием колокола.
Также на студиях хранятся специальные полы в несколько квадратных метров — все они отличаются по звучанию. Можно найти деревянные полы: какие-то имитируют старые избы, какие-то — дорогой паркет в квартирах. На том же «Мосфильме» большая коллекция дверей — с неповторимым скрипом каждая.
Казалось бы, зачем? В основном по той причине, что на съемках живой звук может сопровождаться лишними шумами, которые в фильме никак не нужны. К тому же часто бывает, что естественный звук не такой выразительный, как вызванный искусственно. Играет роль и то, что в кино вообще не так много настоящего. Например, вместо настоящих камней часто используют пенопласт, вместо настоящих ударов бьют понарошку. Поэтому для полного удовольствия от просмотра необходима грамотная работа над озвучиванием.
Есть компромиссный вариант между записью звука на самой съемочной площадке и озвучиванием звукооформителем. Речь про аудиотеки, где собрано огромное количество разнообразных звуков. Но они не всегда подходят под отдельно взятое кино, да и к тому же часто лучше сделать уникальный звук под свои уникальные потребности. Кстати, продолжая эту мысль, нужно заметить, что количество дублей при записи звуков не ограничено — дело не только в профессионализме звукооформителей, но и в фантазии звукорежиссера. Ведь один и тот же звук может иметь огромное количество вариаций.
Несуществующие звуки обычно не создают искусственно с помощью компьютерных программ. Их синтезируют из разных реальных звуков. Саунд-дизайнер повсюду ходит с высокочувствительным диктофоном, чтобы записывать самые разные звуки. Иногда он даже может выехать в командировку, чтобы получить важный для фильма звук. Собрав все нужные звуки, саунд-дизайнер возвращается в студию, где соединяет их, получая на выходе нечто удивительное. Например, в одном из фильмов в реве драконов звучат белые носороги и миссисипские журавли.
Приходите в кино на «Тайну печати дракона», премьера которого состоится 19 сентября, — и лично узнайте, какими получились звуки драконов, китайских магов и других персонажей. Возможно, даже сможете разгадать, какие звуки были взяты за основу!
04
Легенда о будущем02
Легенда о мужестве